Автор Тема: Киев-мать городов русских  (Прочитано 15762 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена Жохова

  • Модератор
  • Сообщений: 1 342
Киев-мать городов русских
« : 24 ДХТаРЫм 2007, 17:53:53 »
В этой теме ждем киевлян с рассказами о дорогих для всех нас святыням!
Паломническая ассоциация
«Православная Европа» http://orthodox-europe.eu/

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #1 : 11 јРав 2007, 14:49:28 »
Лукьяновка

Киевский Подол затопило. Мутная вода лениво затекает в окна, на ее волнах покачиваются остатки посуды и печные угли. Посреди этого сора восседают в лодках обитатели затопленных домов. Бестолково крутятся, щупают шестами глубину воды, греются от сырости глотками оковитой. Батюшки служат молебны в лодках, привязанных к торчащим над водой пенькам – бывшим столбам церковных ворот.

Так было в 1845 году, когда вода в Днепре поднялась на семь метров. Подобные паводки бывали и раньше, но этот год был решающим. Торговцы и ремесленники приднепровской полосы уразумели: пора переселяться повыше. На те надподольские холмы, где когда-то построил себе усадьбу сказочно разбогатевший подольский ремесленник, цехмейстер Лукьян Александрович. Жил этот Лукьян во времена казацкие, гетманские; с тех пор от его деревянных хоромов и след простыл. Но все же изрезанное нагорье над Подолом по старой памяти называли: Лукьяновка. И поговаривали, что киевский подвижник св. Феофил прорек: «На этих горах возведет обитель благочестивая царственная жена». Но тогда в это верилось с трудом.

Ибо первой большой постройкой на Лукьяновке была... тюрьма.

Печальный замок

Главный городской острог с величественным названием «Лукьяновский тюремный замок» начал прием невольных посетителей в 1863 году. И уже вскоре изображение Лукьяновской тюрьмы вошло в «джентльменский набор» открыток с достопримечательностями Киева. Нам покажется странной открытка с видом следственного изолятора и надписью «Привет из Киева» – а сто лет назад это было в порядке вещей.

Впрочем, тогда и само понятие «Лукьяновская тюрьма» по известности не уступало казематам Шлиссельбурга. Ведь мало найдется киевских революционеров от Николая Кибальчича (сидевшего здесь в 1875 г.) до Юлии Тимошенко (2000 г.), которые бы не оказались в этом узилище. И когда молодая Леся Украинка из астраханской ссылки писала сестре, что «все-таки краще жити в Астрахані, ніж на Лук'янівці» – намек на темницу был для всех понятен.

После Революции тут погибали за веру. Печальный список лукьяновских исповедников огромен, но два имени нельзя не упомянуть. Хмурой осенью 1937 года допросы на Лукьяновке принесли мученический венец митрополиту Киевскому св. Константину (Дьякову). И в те же дни здесь погиб самый, наверное, известный киевский священник, о. Александр Глаголев. В свое время он прославился защитой еврея Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве. Кроме того, он был духовником семьи Булгаковых, венчал Михаила Булгакова и явился прототипом образа отца Александра в романе «Белая Гвардия».

Но в этом доме плача случались и радостные события. Революционерка София Богомолец, арестованная беременной, тут родила сына – будущего великого физиолога Александра Богомольца. Достижениями этого уроженца Лукьяновского замка мы руководствуемся при каждом переливании крови и заживлении переломов. А неподалеку расположенный медицинский университет носит имя Богомольца.

В наше время можно каждый день ходить по улице Дегтяревской и не догадываться, что затерянное среди жилой застройки СИЗО №13 является одним из самых трагических мест нашей истории.

Наш Монпарнас

Странное дело: на Лукьяновке в первые годы ХХ века жила чуть ли не половина писателей, художников и ученых Киева. Лидеры киевской художественной школы – Пимоненко, Менк, Орловский, Мурашко; маститые украинские писатели и будущие русские писатели и философы, выдающиеся биологи и популярные пианисты – что их влекло сюда?

Возможно, чуткие души привлекало свежее дыхание сырецких дремучих боров, тогдашнее врастание не только города в лес, но и леса в город. Константин Паустовский с любовью вспоминал неожиданные старые сосны рядом с вполне городскими особняками. Полярник и физик Отто Шмидт часто вспоминал трамвайную линию, проведенную в Репьяховом яру по настоящему горно-лесному серпантину – эти места были известны под романтическим именем «Киевской Швейцарии». Николай Ушаков в своем дворе обрел речку Сетомль, которой при нем уже несколько веков не было, но в которой когда-то Ярослав Мудрый потопил орду печенегов.

А может, творческие сердца манил потрясающий вид на Подол с лукьяновских обрывов? За идиллическими хатами вдруг открывается неожиданная горная высь; а над ней пышные облака, малиновые и вишневые закаты; а под ней россыпь подольских домиков, днепровские разливы и бесконечные леса. Тут и в наше время хочется рисовать, слагать стихи или молиться.

Неспроста, живя на Гоголевской, киевский марксист Николай Бердяев становится религиозным философом. Учившийся в этом же районе гимназист Валентин Войно-Ясенецкий (свт. Лука) решает вначале стать художником, а затем приходит к идее спасения людей от страданий через медицину.



Парализованная великая княгиня Александра (игумения Анастасия) в 1889 году на лукьяновских кручах основала обитель-лечебницу – так сбылось пророчество старца Феофила. Уже вскоре Покровский монастырь был не только одним из крупнейших (более 700 инокинь и послушниц), но и являлся самым оснащенным в регионе медицинским центром. Многие сестры монастыря, пережившие революцию, пополнили ряды исповедниц и мучениц. А стараниями игумении Архелаи (Савельевой) изувеченный монастырь пережил второе рождение в годы Великой Отечественной войны; тогда в его стенах и подвалах сотни киевлян укрылись от немецкой каторги и расстрела.

На одном из здешних обрывов мудрые зодчие ХІХ века возвели Киевскую духовную семинарию. И не менее, символично, что в ХХ веке в ее стены вселилась Украинская академия искусств. Так, по-киевски, своеобразно сбылась мечта Александра Мурашко (первого украинского художника, признанного в Европе), который вынашивал идею устроить общину художников на Лукьяновке. Сам же Мурашко летним вечером 1919 года был застрелен в спину неизвестными в двадцати шагах от своего дома.

Но в те же месяцы в семинаристском доме советская власть учредила Дом искусств и поселила тут композиторов Леонтовича и Стеценко, неподалеку обрела место жительства и старая писательница Олена Пчилка (чья дочь так не хотела «жити на Лук'янівці»!), писатель Степан Васильченко и многие другие творцы нашей культуры.

Тогда же в Дегтяревской богадельне (доме престарелых на Лукьяновке) скончался всеми оставленный житель этого района Иван Нечуй-Левицкий. Под склоном Лукьяновки происходила большая часть действия его комедии «На Кожемяках» – мы знаем ее в постановке Михаила Старицкого под названием «За двумя зайцами». А облачные виды, открывающиеся со склонов его района, стали рефреном целого романа, который так и называется: «Тучи».

Наш Петергоф

Усадьба на краю Репьяхова яра и заброшенный пейзажный парк при ней теперь известны только ученым-врачам, посвятившим себя проблемам родов и женским болезням. Но полвека назад это место на немецких штабных картах обозначалось особым флажком. Здесь была резиденция первых людей советской Украины.

В страшные 1930-е годы лукьяновскую тишь обживал глава НКВД Украины Всеволод Балицкий. На его совести не только массовые репрессии и разрушение тысяч храмов и других памятников архитектуры (в том числе обеих церквей Лукьяновки). В голодные годы он обманным путем воспользовался бюджетом республики для дорогой реконструкции особняков и парка в своем киевском имении. Так появилась резиденция с многочисленными озерцами, мостиками, аллеями и беседками.

После войны в усадьбе поселился со своей семьей Никита Хрущев, тогдашний лидер советской Украины. Будучи любителем технических новшеств, записал на магнитофон пение лукьяновских соловьев и слушал ее впоследствии в Москве. В этом доме скончалась мать Хрущева, по происхождению украинская крестьянка: похоронена Ксеня Хрущева неподалеку, на Лукьяновском кладбище.

После отъезда Хрущева в резиденции последовательно проживали главы советской Украины вплоть до Петра Шелеста.

Наш Лычаков

Киевская телебашня стоит посреди кладбищ. Вонзенную в облака иглу с двух сторон окружают сотни разнообразнейших крестов, каменных ангелов и монументов – Лукьяновское гражданское и военное кладбища. А с третьей стороны простирается бесконечное зеленое провалье Бабьего Яра: самой большой братской могилы в мире. На этих погостах покоится более 200 тысяч тел – население крупного областного центра.

В других городах (Львов, Севастополь, Петербург) старые светские кладбища – популярнейшие объекты экскурсий и медитаций. Однако в Киеве такой традиции нет. А между тем, всего несколько минут ходьбы от шумной станции метро «Дорогожичи» – и вас окружает необыкновенная духовная атмосфера Лукьяновского кладбища. Красота скульптур, строгость крестов и... множество известных личностей.

Вот перед нами могила Петра Нестерова – выдающегося киевского летчика. На заре авиационного дела в 1913 году он первым в мире совершил в воздухе над Оболонью фигуру высшего пилотажа «мертвая петля». А через год он совершил и первый в мире воздушный таран, сбив ценой своей жизни самолет противника.

Рядом с могилой Нестерова можно увидеть надгробие еще одному пилоту: «Легендарный витязь неба Крутень Евграф Николаевич». Правда, настоящая могила изобретателя русской истребительной авиации Евграфа Крутеня находится в Выдубицком монастыре. А на Лукьяновском кладбище по ошибке перезахоронили другого пилота. Зато теперь два друга-киевлянина соседствуют памятниками бок о бок.

Военлетчики окружены выдающимися врачами и физиологами. Основатели целых фундаментальных разделов науки – Стражеско, Образцов, Лурье, Писемский, Виноградов; академики, профессора, педагоги. Разнообразные стелы и бюсты на могилах известнейших геологов, биологов, археологов. Печальные ангелы обнимают кресты и стоят под башенками, охраняя покой художников и архитекторов. Постаменты со следами крестов, сбитых безбожниками, – могила главнокомандующего российской армии генерала Духонина. Высокие кресты из простой некрашеной древесины над священниками, игумениями, епископами. Алтарный каменный престол с крестом, обвитым колючей проволокой, – святыня Лукьяновского кладбища, мощи священномученика Константина, митрополита Киевского.

Деревья, птицы, возвышающий душу покой. А посреди него – красивый, словно игрушечный, храм Новомучеников и Исповедников Российских, множество из которых вокруг этого храма и покоятся.

Молитвенная, поэтическая, романтическая Лукьяновка сейчас, казалось бы, иная. Район заводской, жилой, офисный. Дороги страшно переполнены транспортом. Но все же кое-где во дворах, на кручах, в скверах и парках до сих пор витает дух старой доброй Лукьяновки.

 
Ранее опубликовано:
Отрок.ua. 2005. №3 (14)

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #2 : 11 јРав 2007, 14:53:39 »
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КОНСТАНТИНА (ДЬЯКОВА) МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО, ЭКЗАРХА УКРАИНЫ



Архипастырская деятельность Священномученика Константина промыслительной волей Божией протекала в страшное разорительное время для Церкви Христовой, Православной, на земле Святой Руси.

Вследствие всеобщего духовного опустошения, в том числе и всего архивного комплекса, с целью лишить грядущие поколения нашего народа его священной истории, данных об архипастырской деятельности Митрополита Константина (Дьякова) и о других священнослужителях того страшного времени не имеется. К сему же, за этот период отошли к Господу все живые свидетели, знавшие его. В силу таких обстоятельств, воспользуемся для увековечивания его исповеднического подвига лишь теми скудными данными, которыми мы располагаем.

В 1924 году Константин Дьяков был рукоположен во Епископа Сумского Управляющим Харьковской епархией. Затем он был назначен Митрополитом Харьковским и пребывал на этой кафедре до 1935 года.

В 1935 году Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, под председательством Местоблюстителя Митрополита Сергия, назначен Митрополитом и Экзархом Украины.

Данных о его исповедническом подвиге на кафедре Митрополита Киевского и Экзарха Украины не имеется.

16 сентября 1937 г. Митрополит Константин был арестован и посажен в Киевско-Лукиановскую тюрьму.

23 октября 1938 г. по приговору тройки, был расстрелян и выброшен в овраг с общими жертвами. Один из верующих извозчиков, знавших Владыку Константина, подобрал его труп, окутал шинелью и вывез из оврага. Затем он нашел архиерейские одежды, облачил в них Священномученика и похоронил Святителя на Киево-Лукиановском кладбище, где были похоронены и другие священномученики — Архиепископ Дмитрий — расстрелян 16/II-1932 г., Епископ Панкратий — расстрелян в 1934 г. и многие другие.

Киевские православные христиане до сегодняшнего дня с благоговением ухаживают за могилой Священномученика Митрополита Константина и совершают на его могиле панихиды и просительные молебны.

Из рассказа извозчика, похоронившего Святителя Константина, гласит следующее:

«На следующий день после его погребения, Священномученик Константин явился ему в светлом архиерейском облачении и благодарил его за христианское погребение». Из сего следует, что святую икону Священномученика Константина следует писать в светлых архиерейских облачениях.
Таковы скудные данные об архипастырском подвиге и мученической кончине Священномученика Константина, положившего душу свою за Святую Православную Украинскую Церковь и Ее верных чад.


+++

Есть другая версия похорон священномученика, которую я слышала от внучки (моей подруги, теперь инокини Дивеевского монастыря) человека, который его и хоронил, выкупив у тюремщиков тело. Но возможно человека просто обманули, взяв деньги, но отдав любое тело. Именно поэтому мощи его хранятся под спудом, т.к. есть сомнения в том, что в могиле имено онhttp://[img][/img]

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #3 : 11 јРав 2007, 14:57:18 »
Наша киевская чудотворная икона Богородицы "Призри на смирение", которая на стекле отобразилась.



Икона «Призри на смирение» (XIX в.), прославившаяся чудесным явлением — нерукотворным отпечатком на стекле — была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. Монашеская жизнь в этой обители тогда только начиналась. Изготовили специальный киот, и икона была установлена в храме, слева от иконостаса.

Образ привлекал к себе внимание верующих своей необычайной красотой, и они часами могли молитвенно простаивать перед ним. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе.

Летом 1993 года настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца.

В результате исследований киевских ученых установлено, что светло-серого цвета отпечаток на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом.

Это событие было запечатлено в видеофильме режиссера А. Лесового «Киевское чудо».

Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой. От самой иконы и от нерукотворного ее отпечатка на стекле стали происходить исцеления. 22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября.

Каждый год 19 июля/1 августа в Свято-Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда — нерукотворного отпечатка на стекле.

Это Введенский м-рь и икона:
 


Современные чудеса

Одним из первых подтверждений чудотворности образа был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, требовали немедленно прекратить беременность, считая что болезнь губительно скажется на здоровье младенца. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех убийства во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, прося о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова.

Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась по всей стране, и отовсюду стали стекаться паломники. Почтить православную святыню приходят и гости из-за рубежа, католики и протестанты.Известен случай, когда мальчик, получивший 60 процентов ожога тела, был исцелен елеем от чудотворной иконы.За последние несколько лет чудотворный образ «Призри на смирение» побывал во многих местах Украины. В Запорожье образ пронесли по всем храмам города и многим церквам области. Эти путешествия сопровождались чудесами от иконы.

Так, получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. Затем, в Вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, она повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»

Странствуя по городам Украины, России и Белоруссии, чудотворная икона "Призри на смирение", по слову Архиепископа Днепропетровского Иринея, — "совершает великую святую миссию среди народов Святой Руси, которая начиналась в незыблемом единстве и пребывает духовно такой по сей день".

Празднуется 29 сентября (16 сентября по старому стилю)

Оффлайн Ника

  • Глобальный модератор
  • Сообщений: 972
    • ЭЛЬНИКА Orthodoxy online
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #4 : 11 јРав 2007, 14:58:50 »
Цитата: "Diana"
Лукьяновка

Киевский Подол затопило. Мутная вода лениво затекает в окна, на ее волнах покачиваются остатки посуды и печные угли. Посреди этого сора восседают в лодках обитатели затопленных домов. Бестолково крутятся, щупают шестами глубину воды, греются от сырости глотками оковитой. Батюшки служат молебны в лодках, привязанных к торчащим над водой пенькам – бывшим столбам церковных ворот...


Спаси Господи! Неожиданный, удивительный, чудесный рассказ! :)
"Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12:36-37)

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #5 : 11 јРав 2007, 15:08:50 »
Андреевский спуск был некогда кратчайшим путём от Верхнего города к Подолу. Название известно с 40-х гг. ХVIII ст. Андреевскую церковь заложила императрица Елизавета Петровнав 1744 году, в знак благодарности судьбе, даровавшей ей украинского парубка Олексу Розума, ставшего мужем, графом Разумовским. Построена церковь была в 1753 году по проекту В.Растрелли.

Она стоит на вершине холма и видна с низинного Подола, с древней улицы Воздвиженской, с соседних гор. По преданию, Андрей Первозванный, посетив горы над Днепром, возвиг здесь крест и предсказал великое будущее городу Киеву. С тех пор на этой горе стояли деревянные церкви - сменявшие одна другую, по мере ветшания. Существует легенда, согласно которой место, где теперь течет Днепр, когда-то было морем.

 

Когда св.Андрей пришёл в Киев и построил на горе, где теперь стоит Андреевская церковь, крест, всё море спустилось вниз. Но какая-то часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда тут построили церковь, то под престолом открылся родник. Поэтому в Андреевской церкви нет колоколов, потому что, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила не только Киев, но и всё Левобережье. Основная застройка выполнена в 90-х гг. ХIХ ст. и в начале ХХ ст. Ныне, воссозданный в старинном стиле, Андреевский спуск представляет собой место выставки-продажи живописи и изделий народного творчества под открытым небом.

Андреевский спуск называют киевским Монмартром. В любой день, в любую погоду вы всегда увидите здесь несколько художников, демонстрирующих свои работы, развешенные на стенах, образцы прикладного искусства - украшения, посуду из стекла и керамики, смешные фигурки, вырезанные из дерева, игрушки, медали, монеты и многое другое. Тут также выступают певцы и артисты.

На Андреевском спуске много небольших баров и кафе, где можно отдохнуть и расслабиться. Здесь - атмосфера города конца ХIХ - начала ХХ вв. Достопримечательностью улицы является дом №13, где жил писатель М.О.Булгаков, автор романов "Белая гвардия", "Дни Турбиных". Этот дом сейчас является музеем Булгакова.

Также на Андреевском спуске функционирует уникальный музей одной улицы. В нём представлена история Андреевского спуска в картинах, фотографиях и других вещах от старины до наших дней. Вдоль всей улицы много картинных галерей, художественных салонов. В тенистом парке, что ниже церкви, вы можете увидеть скульптуры Ивана Кавалеридзе.

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #6 : 11 јРав 2007, 15:10:43 »
Собор Святой Софии был построен в 11 веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века до нас дошли 260 кв.м мозаик и 3 тысячи кв.м фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось столько фресок 11 века. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненые в архитектурном стиле украинского барокко.



Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Святая София Киевская - это неистощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры.

Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью.

Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.

Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды; среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия.

В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава Мудрого (к сожалению, некоторые из них повреждены).

Великий князь Ярослав, названный “Мудрым” - выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцесе Ингигерде; его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии; его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах; одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая - короля Венгрии, третья - короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии.

Живопись 11 века, которая украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессеровщики, гонки колесниц.

Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси 11 века.

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #7 : 11 јРав 2007, 15:13:18 »
Аскольдова могила является частью паркового комплекса на склонах правого берега Днепра. В древние времена эта местность называлась Угорским урочищем. Согласно легенде, вблизи этого места, на берегу Днепра, в 882 князь Олег убил киевских князей Аскольда и Дира. После этого князю Олегу удалось занять княжеский престол, и он стал талантливым правителем Руси. А Аскольд и его брат были похоронены на том же месте, где были убиты. Хроники свидетельствуют о том, что Аскольд был призван на правление киевлянами. Есть сведения о том, что он был крещен в Царьграде в 860-е годы, принял христианское имя Николай и предпринимал попытки распространить на Руси христианство. Тем не менее, историки выдвигают гипотезу, согласно которой история убийства Аскольда и Дира - всецело фольклорный сюжет, однако Аскольдова могила считается местом захоронения киевского князя. На месте трагической гибели Аскольда была сооружена небольшая деревянная часовенка.

В 1810 архитектор Меленский соорудил вместо деревянной церкви каменную церковь Святого Николая в форме ротонды. Позднее она была перестроена и превращена в парковый павильон. В 1935 году к сооружению была присоединена колоннада, и именно в таком же виде павильон сохранился до сегодняшнего дня.

В XIX веке вокруг Аскольдовой могилы образовалось небольшое кладбище, на котором были похоронены многие известные люди Киева, в том числе медицинский профессор Меринг, пилот Нестеров, выполнивший знаменитую мертвую петлю, и многие другие. Кладбище просуществовало до 1935 года, после чего место вокруг Аскольдовой могилы было превращено в парковую зону, а все места захоронений были перемещены на отдельное кладбище.  

Эти живописные места всегда были окружены мистическими легендами и историями. Они привлекали внимание как жителей Киева и гостей города, так и писателей и поэтов. Аскольдова могила не раз упоминалась в произведениях Тараса Шевченко, писатель Загорский посвятил этому месту свой роман, который лег в основу либретто знаменитой оперы Верестовского. Эта опера приобрела огромную популярность и даже сегодня мы можем видеть ее в репертуарах современных украинских театров.

Неподалеку от Аскольдовой могилы находится памятник апостолу Андрею Первозванному, святому, который в истории Киева сыграл особую роль. Согласно летописанию Нестора, две тысячи лет тому назад Апостол Андрей, после попыток насадить христианство в скифских землях, благословил холмистый берег Днепра и предсказал ему славу Иерусалима русских земель. Скульптура памятника была создана Швецовым из цельного куска гранита. Монумент знаменует славные деяния святого Андрея Первозванного.

Сейчас храм пренадлежит униатам.


Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #8 : 11 јРав 2007, 15:16:59 »

Кирилловская церковь была построена в середине XII века на далекой окраине древнего Киева — Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович в 1139 году взял штурмом Киев в ходе междоусобной борьбы за великий киевский престол. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы „Слово о полку Игореве". За время своего существования Кирилловская церковь знала периоды запустения, ремонты, поновления. В 1748—1760 гг. здесь при участии известного украинского зодчего И. Григоровича-Барского были построены каменные монастырские здания, от которых до наших дней сохранилась лишь часть ограды с угловой башенкой. После перестроек XVII—XVIII вв. древняя Кирилловская церковь получила современный внешний облик с характерными чертами украинской барочной архитектуры. В 60-е годы XIX века Кирилловская церковь становится в центре внимания общественности: под штукатуркой XVIII века на ее стенах были обнаружены фресковые росписи XII века. В 1881—1884 гг. под руководством профессора А. Прахова в храме проводятся огромные работы по расчистке фресок и поновленик) стенописи. В них принимали участие преподаватели и ученики Киевской рисовальной школы — Н. Мурашко, И. Селезнев, Н. Пимоненко, X. Платонов, И. Ижакевич, С. Гайдук, Ф. Зозулин и др. В 1884 году здесь работал Михаил Врубель. По требованию церкви открытые древние фрески были вновь переписаны масляными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас.

В мае 1929 года Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником. Здесь развернулись исследовательские работы, прерванные Великой Отечественной войной.

Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с XII века. Перестройки XVII—XVIII вв. выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.

Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад—восток. Его размеры 31 х 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталы украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой кладки на известково-цемяночном растворе.

Центральное подкупольное пространство храма — высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части — контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря.

Стены Кирилловской церкви покрыты живописью — фресками XII века, раскрытыми из-под масляных записей, отдельными фрагментами темперной росписи XVII века и масляными работами XIX века на участках, где фрески не сохранились.

От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.

В подкупольной части сохранились изображения апостолов в барабане, евангелистов на парусах, полуфигуры мучеников в медальонах на подпружных арках. В алтаре — ,,Евхаристия", под нею — святители. На столбах предалтарной арки — "Благовещенье", "Сретенье" и монументальные фигуры апостолов Петра и Павла. В центральном нефе важное место занимают изображения святых воинов, что вероятно, отвечало запросам феодальной знати в эпоху жестоких междоусобиц. На двух стенах трансепта — многофигурные композиции "Успение богоматери" и "Рождество Христа". Среди фресок — многочисленные фигуры пророков, столпников, красочные орнаменты. На стенах и сводах нартекса сохранилась композиция "Страшный суд", которая, начиная с XII века, получила распространение в древнерусской стенописи. Она использовалась церковниками и феодалами для социального угнетения трудящихся, для внушения им мыслей о смирении и покорности.

Для фресок Кирилловской церкви характерно сочетание крупных цветовых пятен — белых, розовых, голубых, оливковых. Росписям присуща выраженная графичность. Решая плоскостно одеяния фигур, мастера делали акцент на лица, создавая образы исключительной выразительности (например, фигуры святителей в северной апсиде). Богатством колорита и изобилием жизненных деталей отличаются сцены из ,,Жития Кирилла Александрийского" в южной апсиде. Многие изображения, например фреска ,,Ангел, свивающий небо", отмечены смелостью композиционных приемов. Кирилловские фрески — один из самых интересных живописных ансамблей XII века в древнерусском искусстве.

Из темперных росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником украинской портретной живописи того времени.

Среди масляной росписи, выполненной во время реставрации в XIX веке, особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля, в которых проявился его могучий талант монументалиста и новатора-колориста. Одно из самых сильных его произведений в храме — „Сошествие святого духа", занимающее свод хор. В изображениях апостолов художник с необычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой. Здесь же на хорах М. Врубелем исполнены "Ангелы с лабарами", полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. В нише нартекса художник написал "Надгробный плач". Построенная на контрасте плавных движений трех скорбно склонившихся ангелов и неподвижности тела Христа, на сочетании холодного зеленовато-серого и напряженных охристых тонов, эта сцена поразительно передает глубину человеческого горя.

Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А. Прахова, М. Врубель написал в Венеции иконы „Афанасий", "Богоматерь", "Христос" и "Кирилл". Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством. Наиболее удалась художнику ..Богоматерь". В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем.

Сегодня - там идет "борьба" за храм.

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #9 : 11 јРав 2007, 15:25:40 »
Часть первая. Начало.

Монастырь преподобного Ионы до революции
Есть немало мест на земле для прославления Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Среди них озарена светом промысла Божия история Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

Расположена обитель в древней части Киева на возвышенности. С холмов открывается вид на широкий разлив Днепра и уходящие за горизонт черниговские леса. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. Здесь же внук святого Владимира великий князь Всеволод Ярославович в 1071 году соорудил церковь во имя архистратига Михаила, а выше, на макушке самой высокой в Киеве горы, построил свой княжий «Красный Двор». Возле него князь любил устраивать охоту на диких зверей, откуда и получила название вся эта местность — Зверинец.

О том, что Зверинецкая гора — место особенное, говорили в народе давно. То видели на ней столпы огня до неба, то большой разлив воды — «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 г.), есть рассказ о том, что, проезжая из Китаевской пустыни в Лавру, его бычок остановился на Зверинецкой горе, как вкопанный. «Быть здесь великой святой обители», — изрек тогда преподобный Феофил.

Русским Афоном назвал эту южную окрестность г. Киева известный исследователь церковной истории киевский митрополит Евгений (Болховитинов). Серебристые тополя, яворы, развесистые дубы и душистые липы с дикими яблонями и грушами на полянах — такими увидел эти места насельник Выдубицкого монастыря иеромонах Иона, когда поселился Зверинецкой горе в 1860 году. Выделяясь своей опытностью и благочестивой жизнью, он быстро стал известен среди киевлян, и многие искали случая получить у него совет и наставление. Познавши на себе помощь от прозорливых советов и действенность молитв мудрого батюшки, они становились на всю жизнь его духовными чадами.

Решившись построить на горе свою келью, он принимает под свое духовное окормление двух монахов — Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и о. Иона, оставаясь на всю ночь.

1 (14) марта 1861 г., выйдя на крыльцо своей келии в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе о. Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь во веки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.

9 (22) марта 1862 года место над выдубицким урочищем вновь озарилось огнем. И снова в беспокойстве спешил от Выдубицкого монастыря старец спасать своих братьев от пожара. И вновь увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел».

Иларион и Гавриил нашли старца утром сидящим в глубоком снегу. Рассказав им обо всем, он просил их ничего никому не говорить и описал эти события лишь в последние годы жизни. По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была построена церковь, разрушенная в 1934 году, а в 1996 году новыми насельниками был установлен памятный крест.

Так Богородица положила основание новой киевской обители, ставшей одним из духовных центров на рубеже XIX-XX вв.

Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. 4 мая 1864 года церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря архимандритом Вениамином. Но об учреждении монастыря как будто не могло быть и речи: много было противников в разных слоях общества, в том числе и среди духовенства.

Но как чудным образом было предсказано будущее монастыря во имя Святой Троицы, так же чудесным образом Господь ее созидал. Одна духовная дочь старца княгиня Екатерина Васильчикова, жена генерал-губернатора Киева, оформила дарственную на свою дачу в пользу будущего монастыря и пожертвовала 10 тысяч рублей на его обустройство. Однако монастырь мог быть учрежден только Государем Императором. Заручившись поддержкой московского митрополита Филарета, Васильчикова едет в Петербург.

В столице прошению княгини об учреждении в Киеве нового монастыря воспротивились некоторые придворные и часть священства. Царь, устав от пререканий и противоречивых мнений, отложил решение этого вопроса до лучших времен и вышел погулять в Летний сад. Именно тогда на Александра II произошло покушение террориста Каракозова. Он выстрелил в Императора в упор, но пуля ушла в сторону. Потрясенный Александр II быстро вернулся во дворец и при всех сказал: «А что, господа, монастыря не надо? А я вижу — промысл Божий и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию — от страшного потрясения» — и подписал прошение об учреждении нового монастыря. Тем же указом отец Иона был определен настоятелем.

С постройки приюта для 30 сирот, школы и больницы началась жизнедеятельность нового монастыря. И только затем были поставлены кельи для братии. Спланировали и другие необходимые строения. Обозначили их границы деревянными крестами простой плотницкой работы. А на месте престола будущего каменного храма был поставлен большой крест. 3 апреля 1868 года его проект представили на утверждение Его Высокопреосвященству и киевскому коменданту. Следует сказать, что Зверинецкая гора находилась на территории Киевской крепости, созданной еще в 1812 г., и все вопросы постройки необходимо было согласовывать с военным ведомством, а некоторые даже требовали высочайшего разрешения Государя.

В 1871 году было завершено строительство каменного храма с двумя приделами. 28 ноября митрополит киевский Арсений, прежде других, освятил престол южного придела во имя иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ, который хранился у него в келии, а со временем был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед этой иконой было совершено много чудес. В 1872 году 23 июля в Свято-Троицком храме был освящен главный престол во имя Живоначальной Троицы, а в 1897 году устроен новый северный придел во имя Всех святых. 13 октября 1900 года он был освящен митрополитом киевским Иоанникием.

Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам — столярному, портняжному, сапожному, кузнечному и другим.

Немало киевлян трудилось и в Свято-Троицком монастыре, который к концу ХIХ в. по занимаемой территории, владению собственностью и хозяйственному укладу выдвинулся на заметное место среди монастырей не только киевской митрополии. Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.

Благодаря пожертвованиям обитель украшалась и росла. Устав монастыря не позволял ему покупать земельные наделы, поэтому монастырские имения состояли из подаренных ему в Киеве и за его пределами 15 различных земельных участков. Наибольший вклад в расширение монастыря внесла княгиня Екатерина Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце с середины 60-х годов XIX века она отдала монастырю в пользование свое киевское имение на Сырце. По благословению преподобного Ионы там был сооружен Знаменский храм и устроен одноименный женский скит, в котором подвизались многочисленные духовные чада старца, не желавшие лишиться его духовного окормления. В память о щедрой благотворительнице этот скит был прозван Васильчиковой дачей. Кроме него княгиня приобрела для монастыря 6 тысяч десятин земли в селе Гусенцы Полтавской губернии. Этот скит поставлял продукты как для монастыря, так и на продажу. А монастырская мельница славилась на всю округу.

Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена жизнь преподобного Ионы, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал XX-му веку спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков.

Но влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал. 2, 20). Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла «монастырем отца Ионы», приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи старца были всегда открыты. К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Поэтому спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца.

Во второй половине XIX-го века возрождался из запустения один из древнейших на Руси Свято-Преображенский Межигорский монастырь. Благодаря своим хорошим административным способностям преподобный Иона был назначен распорядителем всех этих работ и настоятелем Межигорского монастыря с возведением в сан архимандрита. Вскоре, стараниями настоятеля и братии монастырь стал процветать.

В мае 1896 г. были получены из Москвы отлитый на колокольном заводе Самгина колокол весом 1150 пудов (на то время самый большой в Киеве) и несколько мелких по 57 пудов, для чего выстроена временная деревянная колокольня. С первых дней основания Свято-Троицкой обители отец Иона мечтал о большой каменной колокольне. Новые колокола и были для нее предназначены.

Весной 1897 г. о. Иона сильно заболел. Все уже считали, что старец на смертном одре и пришли прощаться с ним. Тихо стояли в коридоре его кельи, не смея нарушить молитвенную беседу болящего с Господом.

«Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, — напишет он через некоторое время, — а было это в 1897 году, в апреле, под 23 число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот, в келии моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: «Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему».

С поистине юношеской энергией старец, которому шел 98-ой год, довершает строительство громадного каменного корпуса, собрав 100 тыс. руб. на его возведение. Собирает он еще 200 тысяч на колокольню и получает утверждение Государем ее проекта.

Но, тем не менее, здоровье старца становилось все слабее. 15 декабря 1901 года он был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6-го января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время блаженный старец отошел ко Господу. Тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников закончил свою земную жизнь преподобный.

Прощание братии и богомольцев со своим любимым наставником состоялось 12 января. День выдался теплый и ясный. Несмотря на труднопроходимую из-за наступившей оттепели дорогу, к обители непрерывной вереницей потянулись многочисленные почитатели старца.

Прожив свыше ста лет, архимандрит Иона (постриженный в схиму с именем Петр) явил и современникам, и потомкам, чего может достичь человек при самоотверженной деятельности и любви к Богу.

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #10 : 11 јРав 2007, 15:27:43 »
Часть вторая. Продолжение.

Монастырь в советские годы
1918 год… Уже были знамения, предвещавшие наступление тяжких гонений.

В августе 1918 г. принимается решение о строительстве на Зверинце нового центра Киева. Только Божьему заступничеству можно приписать то, что киевские власти не поспешили с реализацией своего плана. Этому поспособствовали и два обвала земли в этих местах, обозначивших наличие пещерных галерей на всем пространстве Зверинца. Промыслом Божиим было спасено будущее Свято-Троицкой обители.

В этом же году монастырь пострадал, когда взорвались находившиеся рядом с ним артиллерийские погреба. Снаряды долетали до Труханова острова и Подола. От взрывов и пожаров разрушение потерпели сотни домов на Зверинце и большая часть построек монастыря. Была снесена часть второго и первого ярусов строящейся колокольни. О восстановлении не могло быть и речи, ее разобрали до последнего кирпича. В 1928 г. был арестован настоятель монастыря архимандрит Ювеналий. Вслед за этим скит при Зверинецких пещерах закрыли специальным постановлением киевского горсовета, а его настоятеля — архимандрита Филарета — сослали в концлагерь.

В оставшихся корпусах обители размещали то детскую колонию, то фабричные общежития, то склады и мастерские. Однако братия под страхом смерти не соглашалась покинуть стены родной обители. Ради ее сохранения монастырь переоформили в церковно-трудовую артель «Труд». Под ее уставом подписалось 214 насельников, не испугавшихся угроз безбожников. Главой артели избрали архимандрита Иова, который был известен свой мудростью и высокой духовной жизнью. Монахи жили на квартирах, ютились в подвалах и сараях, но счастьем для себя считали возможность после дармовой работы на огородах собраться в любимом храме Святой Троицы, где когда-то их всех собрал старец Иона. В 1934 году они были лишены и этой радости. Храм был окончательно закрыт. Архимандрит Иов, а с ним еще несколько десятков монахов, не желавших покидать обитель, были арестованы и высланы в Казахстан, где навсегда затерялись их следы.

С 1942 по 1949 годы монастырскую жизнь удалось восстановить. Во главе братии в этот период встал архимандрит Игнатий. Однако затем более чем на 40 лет наступил самый тяжелый период в истории обители. Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую Лавру, а некоторым из них пришлось скрываться в миру. Иеромонаху Димитриану удалось устроиться дворником в ботанический сад, организованный на месте монастыря, и поселиться в ветхой часовой башне, в которой он тайно служил Литургии. Так, исполняя данный при постриге обет пробыть в родной обители даже до смерти, он мирно отошел ко Господу в 1970 году. Иеромонах Полихроний после закрытия Ионинского монастыря был зачислен в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, где, приняв схиму с именем Прохор, почил в сане схиархимандрита в 1971 году, прожив благочестивую жизнь, украшенную даром молитвы и прозорливости.

В средине 60-х годов Свято-Троицкий храм, или как еще его иногда называли в народе — Ионовскую церковь, было решено реконструировать под музей ботаники. По плану реконструкции прямо под центральным куполом храма должен был стоять громадный памятник Мичурину. По Божией милости эти безумные планы не осуществились. Но след их долгие годы оставался незаживаемой раной монастыря. В 1966 году кощунственно был вскрыт склеп, в котором покоились нетленные мощи преподобного Ионы. После того, как стало известно о надругательстве, учиненном над святыми мощами, монахи еще не закрытой к тому времени Киево-Печерской Лавры вынесли их из храма и перезахоронили на Зверинецком кладбище. Обитель стояла осиротевшей и омертвевшей.

Но, несмотря на долгие годы разрухи, разграбление и уничтожение почти всей собственности, жизнь монастыря не замирала ни на одну минуту. Все годы шли монастырские часы. Сегодня это самые древние башенные часы Киева. Они изготовлены в 1858 г. в Париже. Монотонно отмеривая час за часом, они были свидетелями и восхождения в силу нового монастыря, и его гонений, и многократных посягательств на эти святые места.

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #11 : 11 јРав 2007, 15:28:00 »
Часть третья. Окончание.

Возрождение обители
Современная летопись славной обители великого старца Ионы начинается в 1991 году. Поначалу храм был закрыт, и службы совершались на паперти — и в дождь, и в лютый мороз. Когда прихожане впервые вошли в соборный храм (это случилось в последнее воскресенье ноября), он предстал перед ними сплошной руиной — без иконостаса, потолочных перекрытий, с глубокими трещинами в стенах. После многих лет запустения в его стенах вновь зазвучали слова молитв святой Литургии. Так с того памятного дня началась новая жизнь в духовно возрождающейся обители преподобного Ионы. Неутомимо трудилась немногочисленная братия во главе с первым наместником возрожденного монастыря — архимандритом Агапитом (ныне епископом Мукачевским и Ужгородским). Многое для возрождения Ионинского монастыря делалось благочестивыми мирянами. Силами братии и прихожан подняли купола, перекрыли крышу, потолки, приступили к реставрационным работам. Каждый помогал монастырю чем мог.

Особой радостью для монастыря отмечено 4 октября 1993 года. В этот день по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира святые и нетленные мощи преподобного Ионы были перенесены со Зверинецкого кладбища в соборный храм на место своего первоначального упокоения. С возвращением главной святыни обители вернулась в сердца ее насельников уверенность, что возродится монастырь старца Ионы Киевского и исполнится обетование Царицы Небесной, когда-то обещавшей преподобному, что «Иноки многи имут быти зде, и излиет Господь Бог благодать на место сие и на живущих на месте сем». Вновь, как из многоцелебного источника, начали изливаться чудеса по молитве преподобного. Одно из них случилось сразу после обретения его мощей. На могиле, откуда было перенесено тело старца, осталось много щепок от его гроба. Ночью в сонном видении явился преподобный одной благочестивой женщине, накануне сильно обжегшей кислотой руки, и велел собрать их, дабы не остались попираемыми. Несмотря на тяжелую травму, женщина сразу решила исполнить повеленное. Претерпевая сильную боль, она аккуратно убрала место, где покоился преподобный Иона, а щепки от гроба принесла в монастырь. На следующий день, рано утром, изумленная женщина пришла к настоятелю показать полностью исцеленные кисти рук со здоровым розовым цветом кожи.

Взирая на широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, 22 ноября 1995 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику святых.

Летом 1996 года, в день памяти иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», 25 июля митрополитом Владимиром был освящен крест, установленный на месте явления преподобному Ионе Божией Матери.

Преемник владыки Агапита — архимандрит Иона — продолжил нелегкий труд по возобновлению обители своего небесного покровителя.

Сегодня Свято-Троицкий храм монастыря предстоит перед глазами тысяч его посетителей с разных концов нашей страны и зарубежья в обновленном виде — с резным иконостасом и прекрасными росписями. В каждый праздничный день к нему вереницей стремятся люди, спешащие оторваться от повседневной суеты. Особенно нравятся прихожанам и гостям монастыря его уставные богослужения, украшенные торжественным пением слаженного хора. За Литургией и вечерним богослужением звучат древнерусские и византийские церковные песнопения. Но основой монастырских служб является неповторимый Киево-Печерский богослужебный устав и распев, который на протяжении многих веков впитывал в себя лучшие певческие традиции святой Киевской Руси.

При монастыре его многочисленные прихожане, от самых юных до людей зрелого возраста, находят для себя отдушину, исследуя Священное Писание и историю Церкви при воскресных школах, обучаясь греческому языку, основам живописи и хорового пения. Многие из них стараются с радостью помочь в проведении реставрационных и многих других работ, которые лежат на плечах немногочисленной братии. В рождественские дни неповторимую атмосферу создает пение праздничных колядок в исполнении монастырского, детского хоров и хора Воскресной школы.

Это и многое другое сплотило вокруг монастыря старца Ионы дружную семью, состоящую из людей разных возрастов и профессий, объединенных единой верой и любовью к обители. Все они, помня обетование Владычицы «неотступно посещать место сие», с молитвой и благоговением приходят на эту Богом освященную землю.

Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #12 : 11 јРав 2007, 15:30:45 »


Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #13 : 11 јРав 2007, 15:37:15 »



Оффлайн Diana

  • Сообщений: 56
Re: Киев-мать городов русских
« Ответ #14 : 11 јРав 2007, 15:46:05 »
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра занимает первое место среди всех обителей Украины: отсюда истинное благочестие распространилось по всей Святой Руси.
Лавра возникла как удаленный от города пещерный монастырь. Первую пещеру ископа себе священник великокняжеского села Берестово Иларион. После избрания его митрополитом Киевским (1051 г.) в этой пещере поселился отец русского иночества прп. Антоний Печерский. Вскоре рядом с ним стали селиться искатели иноческого жития, ископавшие подземные храм и келлии (современное название этих пещер – Феодосиевы, или Дальние Пещеры). Утвердив первым игуменом обители прп. Варлаама (†1065; пам. 19 ноября / 2 декабря), прп. Антоний удалился в другую пещеру, ископанную им собственноручно (теперь это – Антониевы, или Ближние Пещеры). Около 1055 – 1056 гг. был принят в братство прп. Феодосий Печерский. Когда Вел. Кн. Изяслав Ярославич (во Св. Крещении – Димитрий) основал Михайловский Златоверхий монастырь и взял туда настоятелем прп. Варлаама, пещерная братия по благословению прп. Антония избрала своим игуменом прп. Феодосия. При нем число иноков возросло до 100, над Дальними Пещерами выстроили деревянный наземный монастырь. В 1073 г. на соседнем холме началось возведение обширного наземного монастыря (ныне – т.н. Верхняя Лавра.) Строительство началось с закладки каменного Успенского собора – Великой Лаврской церкви. Вскоре почили прп. Антоний (†1073; пам. 10 / 23 июля; мощи почивают под спудом в Ближних Пещерах) и прп. Феодосий (†1074; пам. 3 / 16 мая; 14 / 27 августа воспоминается обретение и перенесение его мощей (1091 г.) в Великую церковь).
Строился и расписывался собор со многими чудесными знамениями при игуменах прп. Стефане (†1094; пам. 27 апреля / 10 мая) и прп. Никоне (†1088; пам. 23 марта / 5 апреля) греческими мастерами; среди их учеников – прп. Алипий иконописец (†ок. 1114; пам. 17 / 30 августа). 14 августа 1089 г. Успенский собор был освящен.
Обитель продолжала развиваться и укрепляться. После 1106 г. лаврский постриженник прп. Никола Святоша (в миру – Святослав Давидович, сын черниговского князя; †1143, пам. 14 / 27 октября) на свои средства построил Свято-Троицкий храм над Святыми вратами Лавры и устроил при нем больничный монастырь.
Благодаря своему исключительному положению среди русских обителей, Киево-Печерский монастырь уже в это время стал независимым от Митрополита Киевского и стал ставропигией Патриарха Константинопольского (т.е. в его непосредственном ведении). Настоятели получили звание архимандритов, а обитель стала называться Лаврой (греческое слово «лавра» означает застроенный квартал или церковный приход; на Востоке, а затем и на Руси, лаврами называли известнейшие и крупнейшие обители).
Лавру неоднократно разоряли при неприятельских нашествиях. В 1096 г. обитель пострадала от половцев, в 1240 г. – от Батыя, в 1482 г. – от татарского хана Менгли-Гирея. Пережила обитель несколько опустошительных пожаров. В 1718 г. огонь повредил все храмы и здания (кроме надвратного Свято-Троицкого), библиотеку и архив.
Невзирая на различные исторические потрясения, Лавра оставалась общерусской святыней. После того, как Южная Русь (Украина) была подчинена Польше, Лавра стала оплотом Православия в борьбе с католицизмом и унией. После воссоединения Руси Южной и Северной (Россия), Лавра становится ставропигией Московского Патриарха (1688 г.).
В 1786 г. Лавра перешла в непосредственное управление Митрополита Киевского и переведена на положение первоклассного монастыря. Большая часть лаврских имений была отобрана в казну. Но при благочестивом усердии Государей и народа к ее святыням, обитель имела возможность поддерживать свое прежнее благолепие.
Главный престол Великой Лаврской церкви – в честь Успения Божией Матери. 5 приделов – в честь Преображения Господня, во имя Ап. Андрея Первозванного, Ап. Стефана, Ап. Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Величайшая святыня Лавры – чудотворная икона Успения Божией Матери, находившаяся над Царскими вратами. Эта икона была вручена Самой Пресвятой Богородицей в 1073 г. во Влахернском храме Константинополя греческим мастерам-зодчим лаврского Успенского собора (в иконе первоначально находились мощи 7 мучеников, положенные затем храмоздателями в основание Великой Лаврской церкви). Ныне местопребывание иконы неизвестно...
25 января 1918 г. в Лавре принял мученическую кончину от рук безбожников первый российский новомученик – Митрополит Киевский сщмч. Владимир (Богоявленский; пам. 25 января / 7 февраля). В 1920-е гг. монастырь упразднили. С 1942 г. обитель действовала, но в 1961 г. снова была закрыта.
В 1988 г. монастырю были возвращены Дальние Пещеры, а в 1989 г. – и Ближние Пещеры (территория Верхней Лавры остается в ведении музея-заповедника). В 1989 г. в Лавре открылась Духовная Семинария (ныне – Киевская Духовная Академия и Семинария). С 1992 г. в Лавре располагаются кафедральный собор (в бывшем трапезном храме прпп. Антония и Феодосия Печерских) и резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви – Митрополита Киевского и всея Украины. 8 / 21 ноября 1998 г. началось восстановление Успенского собора (был взорван 3 ноября 1941 г.). 11 / 24 августа 2000 г. собор был освящен архиерейским чином.